Классный час «Этническая толерантность и скинхеды: грани разумного»
В настоящее время в современном обществе все чаще стали известны случаи агрессии и насилия со стороны представителей молодежных субкультур, а именно со стороны скинхедов. Тема скинхедов в Самаре была особенно популярна в 2000-2007 гг., потом все затихло. Люди стали считать, что скинхеды прекратили свое существование вовсе, но это далеко не так. Для начала скинхеды перешли в «футбольные фанаты» или «хулиганы», позднее стали называть себя «национал-социалистами». И все бы ничего, если бы не их противоправное поведение, которое угрожает не только социальному порядку, но и в некоторых случаях жизни человека.
Изначально вообще предполагалось, что субкультура – это нечто такое, помогающее подростку занять, разнообразить свой досуг. То есть влияние субкультуры должно быть положительным: ребенок бы развивал и реализовывал свои творческие способности, спортивные задатки и т.д.…Чего не скажешь о направлении скинхедов.
Эта тема актуальна еще и тем, что недавно в городе (29 января 2015 г.) в парке произошла массовая драка «стенка на стенку» с участием студентов многих техникумов и школ. Так называемые футбольные фанаты решили выплеснуть свою агрессию на тех, кто думает «иначе». В итоге: сотрясения мозга, сломанные челюсти, многочисленные ушибы и ссадины, кровоподтеки и сломанные ребра. А все из-за чего? Человек не так выглядит? Или у него цвет кожи не такой как у тебя? А может тебе вовсе не понравились его взгляды или увлечения?
Все эти случаи говорят о том, что у наших подростков очень слабо развита толерантность, особенно этническая. Но чтобы противостоять такому поведению студентов никогда не поздно начать с просвещения и профилактики.
В процессе разработки классного часа была использована следующая нормативно-правовая база (в этих документах говорится о правах ребенка на физическое и психологическое здоровье):
Целью классного часа является расширение знаний студентов об этнической толерантности и ее роли в современном обществе.
Задачи классного часа:
При разработке классного часа упор делался на следующие принципы педагогики (по С.В. Кульневичу):
а также принципы дидактики:
Данный классный час реализовывается в работе со студентами 1-4 курсов ГБОУ СПО «Самарский техникум кулинарного искусства», возраст которых варьируется от 16 до 20 лет. Это дети различных социальных категорий: дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из полных или неполных семей, дети из благополучных или неблагополучных семей и т.д. Также здесь присутствуют представители различных субкультурных направлений, в том числе и национал-социалисты.
Время проведения: 45 минут.
Ведущий классного часа несет ответственность за соблюдение заявленных принципов педагогики и дидактики, а также за выбранные методы и формы работы классного часа. Ведущий обязан соблюдать принцип конфиденциальности: не разглашать полученную от студентов личную информацию.
Студенты в свою очередь ответственны за соблюдение правил поведения, правил внутреннего распорядка техникума, а также принципа толерантности.
Необходимые ресурсы:
Для изучения результативности классного часа была составлена анкета со следующими вопросами:
Основная форма работы на классном часе: беседа.
В соответствии с традиционной классификацией методов обучения были использованы следующие методы:
Для большей эффективности классного часа можно привлечь таких специалистов, как преподаватель обществознания, который расскажет о субкультурах; сотрудник комиссии по делам несовершеннолетних или полицейский, который даст понять какое наказание человек понесет за свое противоправное поведение; общественные и религиозные деятели, которые расскажут о необходимости уважения чувств другого человека и т.д.
Ход классного часа.
Ведущий: «Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня мы с Вами поговорим о таком понятии, как «толерантность» и «этническая толерантность». Может кто-нибудь из Вас уже сейчас может сказать, что это такое?
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Этническая толерантность – это способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям.
Для начала ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов анкеты». Студенты на отдельных листах бумаги А4 отвечают на вопросы анкеты.
Ведущий: «Давайте теперь посмотрим презентацию о толерантности и ее противниках скинхедах. Пожалуйста, внимание на экран». Просмотр мультимедийной презентации, ведущий поясняет, отвечает на возникающие вопросы студентов.
(Презентацию можно скачать по этой ссылке)
Ведущий: «Итак, какие чувства вызвала у Вас просмотренная презентация, на какие мысли она Вас натолкнула? Давайте поделимся ими друг с другом». Начинается активная дискуссия между студентами.
Ведущий может задавать наводящие вопросы:
Студенты дискутируют между собой, высказывают свое мнение, общаются друг с другом по теме, принимают точку зрения другого, если она более убедительна.
Ведущий: «Итак, давайте желающие подведут итоги нашей с Вами дискуссии». Студенты обобщают полученные знания.
Ведущий: «Теперь, когда Вы знаете очень много о толерантности, субкультурных направлениях, ответьте повторно на вопросы анкеты». Студенты отвечают на вопросы письменно и сравнивают свои предыдущие результаты.
Ведущий тем временем раздает бланк рефлексии группового занятия, где студенты пишут свое мнение: что им понравилось, что не понравилось, что нового узнали, какие эмоции испытали, чего не хватало на занятии.
Ведущий: «Всем спасибо за участие! Будем надеяться, что Вы будете толерантно относиться к людям, а отрицательное влияние субкультурных группировок Вас не коснутся!»
В результате проведения классного часа у студентов будут расширены знания об этнической толерантности и ее роли в современном обществе.
Список литературы:
< Предыдущая | Следующая > |
---|