18.05.2015 11:54


Классный час «Этническая толерантность и скинхеды: грани разумного»

В настоящее время в современном обществе все чаще стали известны случаи агрессии и насилия со стороны представителей молодежных субкультур, а именно со стороны скинхедов. Тема скинхедов в Самаре была особенно популярна в 2000-2007 гг., потом все затихло. Люди стали считать, что скинхеды прекратили свое существование вовсе, но это далеко не так. Для начала скинхеды перешли в «футбольные фанаты» или «хулиганы», позднее стали называть себя «национал-социалистами». И все бы ничего, если бы не их противоправное поведение, которое угрожает не только социальному порядку, но и в некоторых случаях жизни человека.

Изначально вообще предполагалось, что субкультура – это нечто такое, помогающее подростку занять, разнообразить свой досуг. То есть влияние субкультуры должно быть положительным: ребенок бы развивал и реализовывал свои творческие способности, спортивные задатки и т.д.…Чего не скажешь о направлении скинхедов.

Эта тема актуальна еще и тем, что недавно в городе (29 января 2015 г.) в парке произошла массовая драка «стенка на стенку» с участием студентов многих техникумов и школ. Так называемые футбольные фанаты решили выплеснуть свою агрессию на тех, кто думает «иначе». В итоге: сотрясения мозга, сломанные челюсти, многочисленные ушибы и ссадины, кровоподтеки и сломанные ребра. А все из-за чего? Человек не так выглядит? Или у него цвет кожи не такой как у тебя? А может тебе вовсе не понравились его взгляды или увлечения?

Все эти случаи говорят о том, что у наших подростков очень слабо развита толерантность, особенно этническая. Но чтобы противостоять такому поведению студентов никогда не поздно начать с просвещения и профилактики.

В процессе разработки классного часа была использована следующая нормативно-правовая база (в этих документах говорится о правах ребенка на физическое и психологическое здоровье):

  1. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН;
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г.

Целью классного часа является расширение знаний студентов об этнической толерантности и ее роли в современном обществе.

Задачи классного часа:

  • рассказать студентам о понятии толерантность, этническая толерантность;
  • ознакомить студентов с некоторыми антисоциальными субкультурами: скинхеды, футбольные фанаты, хулиганы;
  • рассказать о последствиях применения «субкультурного» насилия по отношению к другим людям.

При разработке классного часа упор делался на следующие принципы педагогики (по С.В. Кульневичу):

  1. принцип учета индивидуальных психических процессов;
  2. принцип культуросообразности [2],

а также принципы дидактики:

  1. принцип толерантности [4].

Данный классный час реализовывается в работе со студентами 1-4 курсов ГБОУ СПО «Самарский техникум кулинарного искусства», возраст которых варьируется от 16 до 20 лет. Это дети различных социальных категорий: дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из полных или неполных семей, дети из благополучных или неблагополучных семей и т.д. Также здесь присутствуют представители различных субкультурных направлений, в том числе и национал-социалисты.

Время проведения: 45 минут.

Ведущий классного часа несет ответственность за соблюдение заявленных принципов педагогики и дидактики, а также за выбранные методы и формы работы классного часа. Ведущий обязан соблюдать принцип конфиденциальности: не разглашать полученную от студентов личную информацию.

Студенты в свою очередь ответственны за соблюдение правил поведения, правил внутреннего распорядка техникума, а также принципа толерантности.

Необходимые ресурсы:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран для проектора;
  • бумага А4;
  • ручки или карандаши.

Для изучения результативности классного часа была составлена анкета со следующими вопросами:

  1. Что такое толерантность, этническая толерантность?
  2. Кто такие скинхеды?
  3. Какое влияние (положительное или отрицательное) несут в себе такие направления субкультур, как скинхеды?
  4. Можно ли получить уголовную ответственность за участие в махачах?

Основная форма работы на классном часе: беседа.

В соответствии с традиционной классификацией методов обучения были использованы следующие методы:

  1. Видеометод – просмотр (студентам представляется мультимедийная презентация, в которой говорится об отрицательном влиянии скинхедов на подростков, а также о толерантности);
  2. Словесный метод – объяснение, дискуссия (после просмотра мультимедийной презентации ведущий предлагает студентам высказать свое мнение по теме).

Для большей эффективности классного часа можно привлечь таких специалистов, как преподаватель обществознания, который расскажет о субкультурах; сотрудник комиссии по делам несовершеннолетних или полицейский, который даст понять какое наказание человек понесет за свое противоправное поведение; общественные и религиозные деятели, которые расскажут о необходимости уважения чувств другого человека и т.д.

Ход классного часа.

Ведущий: «Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня мы с Вами поговорим о таком понятии, как «толерантность» и «этническая толерантность». Может кто-нибудь из Вас уже сейчас может сказать, что это такое?

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — это терпимость к иному мировоззрениюобразу жизни, поведению и обычаям.

Этническая толерантность – это способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям.

Для начала ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов анкеты». Студенты на отдельных листах бумаги А4 отвечают на вопросы анкеты.

Ведущий: «Давайте теперь посмотрим презентацию о толерантности и ее противниках скинхедах. Пожалуйста, внимание на экран». Просмотр мультимедийной презентации, ведущий поясняет, отвечает на возникающие вопросы студентов.

(Презентацию можно скачать по этой ссылке)

Ведущий: «Итак, какие чувства вызвала у Вас просмотренная презентация, на какие мысли она Вас натолкнула? Давайте поделимся ими друг с другом». Начинается активная дискуссия между студентами.

Ведущий может задавать наводящие вопросы:

  1. Знали ли Вы ранее о существовании таких субкультур как скинхеды?
  2. У кого-то есть знакомые, состоящие в таких группировках?
  3. Как вы считаете, на самого человека как влияют такого рода субкультурные объединения?
  4. Как влияют скинхеды на социум?
  5. Нужна ли толерантность в современном обществе?
  6. Как вы относитесь к этнической толерантности?
  7. У Вас есть друзья или знакомые представители различных национальностей? Если да, то каких? Если нет, то хотелось бы иметь таких друзей?
  8. Как Вы считаете, какие чувства испытывают родители представителей отрицательных субкультурных направлений?
  9. Одобряют ли родители противоправное поведение своих детей в данных группировках?
  10. Представьте, что в будущем у Вас будет ребенок и он станет пропагандировать точку зрения скинхедов, каким бы образом Вы стали с этим бороться или оставили бы все как есть?
  11. Могут ли повлиять родители на мировоззрение ребенка, на развитие у него чувства толерантности?
  12. Смотрели ли Вы фильм «Американская история Х»? На Вашу точку зрения касаемо других рас он как-то повлиял?
  13. и т.д.

Студенты дискутируют между собой, высказывают свое мнение, общаются друг с другом по теме, принимают точку зрения другого, если она более убедительна.

Ведущий: «Итак, давайте желающие подведут итоги нашей с Вами дискуссии». Студенты обобщают полученные знания.

Ведущий: «Теперь, когда Вы знаете очень много о толерантности, субкультурных направлениях, ответьте повторно на вопросы анкеты». Студенты отвечают на вопросы письменно и сравнивают свои предыдущие результаты.

Ведущий тем временем раздает бланк рефлексии группового занятия, где студенты пишут свое мнение: что им понравилось, что не понравилось, что нового узнали, какие эмоции испытали, чего не хватало на занятии.

Ведущий: «Всем спасибо за участие! Будем надеяться, что Вы будете толерантно относиться к людям, а отрицательное влияние субкультурных группировок Вас не коснутся!»

В результате проведения классного часа у студентов будут расширены знания об этнической толерантности и ее роли в современном обществе.


Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: изд-во «Аспект-Пресс». – 2010 г.
  2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. – М.: изд-во «Юнити-Дана». – 2012 г.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. третье, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга, Логос, 2010 г.
  4. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: изд-во «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». – 2011 г.
  5. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2011 г.
  6. Крысько В.Г. Этническая психология, 4-е изд. – М.: Академия, 2009.
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2008 г.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г.
  9. http://psyfactor.org/vershinin3.htm (дата обращения 20.02.2015 г.)
  10. http://www.igpi.ru/bibl/other_articl/1135791287.html (дата обращения 20.02.2015 г.)
  11. http://www.tolerance.ru/VT-3-4-etno.php?PrPage=VT (дата обращения 20.02.2015 г.)


 
123